Перейти к основному содержимому

Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях

О курсе

Курс может являться введением в исследовательскую работу педагога-психолога. Его особенностью является рассмотрение полного цикла исследовательской деятельности: от постановки проблемы и работы с теорией до интерпретации результатов качественного и количественного анализа эмпирических данных. Особое внимание уделяется прояснению базовых принципов исследовательской работы и освоению наиболее востребованных методов. Количественные и качественные методы рассматриваются как тесно взаимосвязанные и дополняющие друг друга. Иллюстративные примеры и ситуационные задания приближены к практике выполнения студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Сопровождение видеолекций разнообразным презентационным материалом и практическими заданиями способствует пониманию содержания. Подбор заданий, моделирующих типичные ситуации доступных студентам психолого-педагогических исследований, обеспечивает постепенное освоение базовых исследовательских знаний и умений. Наряду с контрольными заданиями тестового характера студентам предлагается выполнить самостоятельную работу по анализу статьи с описанием результатов психолого-педагогического исследования, что позволит создать достаточно целостное представление о применении изучаемых методов.

Курс может быть полезен при выполнении самостоятельных психолого-педагогических исследований не только студентам, но и специалистам-практикам.

Формат

Курс включает: видеолекции; задания различных типов, направленные на понимание и применение знаний; контрольные задания тестового характера; самостоятельную работа с последующим взаимным оцениванием результатов; зачет по содержанию курса в тестовой форме. Каждый раздел курса включает аннотированные списки дополнительных источников информации. Курс рассчитан на 9 недель при недельной нагрузке около 8 часов. Общая трудоемкость – 3 зачетных единицы.

Требования

Владение математическими знаниями и способами преобразования числовых данных в пределах школьной программы. Желательно наличие базовых представлений о содержании работы педагога-психолога.

Результаты обучения

Целью курса является подготовка студентов к использованию количественных и качественных методов при проведении самостоятельных психолого-педагогических исследований. 

В результате успешного освоения курса студенты будут: 

знать: 

  • общую характеристику качественных и количественных методов, возможности и ограничения их применения на различных этапах психолого-педагогического исследования;
  • основные методы сбора и обработки первичных качественных и количественных данных, сущность осуществляемых при этом преобразований;
  • общую характеристику и задачи применения основных методов качественного и количественного анализа данных психолого-педагогического исследования;

уметь: 

  • выбирать методы качественного анализа и количественной обработки первичных данных, соответствующие целям и задачам исследования, особенностям процедуры получения первичных данных;
  • выполнять отдельные преобразования и расчеты, соответствующие основным процедурам обработки первичных данных, осуществлять интерпретацию полученных результатов.

владеть:

  • базовыми приемами и способами обработки первичных качественных и количественных данных психолого-педагогического исследования.

Программа курса

1. Психолого-педагогическое исследование: виды и этапы

1.1. Научное исследование и его роль в работе педагога-психолога
1.2. Процесс исследования: теории, модели, этапы
1.3. Общее понятие о качественных и количественных методах психолого-педагогического исследования

2. Теоретические методы психолого-педагогического исследования

2.1. Методы поиска источников по проблеме исследования
2.2. Специфика теоретических методов и вспомогательные приемы их реализации
2.3. Представление результатов теоретического этапа исследования в тексте

3. Методы получения, обработки и анализа качественных данных

3.1. Особенности методов получения качественных данных
3.2. Контент-анализ как один из базовых методов обработки качественных данных
3.3. Общая характеристика многообразия методов анализа качественных данных

4. Методы получения количественных данных

4.1. Общее понятие измерения и шкалы
4.2. Номинативная шкала и соответствующие ей методы получения эмпирических данных
4.3. Порядковая шкала и соответствующие ей методы получения эмпирических данных
4.4. Шкалы интервалов и отношений и соответствующие им методы получения эмпирических данных

5. Методы обработки количественных данных: одномерная описательная статистика

5.1. Табличное и графическое представление количественных данных
5.2. Описание упорядоченных данных: квантили
5.3. Меры средней тенденции
5.4. Меры вариативности

6. Методы анализа количественных данных: общее представление о проверяющей статистике

6.1. Основные идеи статистического вывода на примере критерия знаков
6.2. Статистические гипотезы и критерии их проверки
6.3. Применение статистических критериев на примере критериев Вилкоксона и Манна-Уитни

7. Корреляция и общее представление о многомерных методах анализа количественных данных

7.1. Двумерное распределение и проблема взаимосвязи двух признаков
7.2. Коэффициент корреляции: оценка линейной взаимосвязи между двумя количественными признаками
7.3. Общее представление об одномерной и многомерной регрессии
7.4. Общее представление о методах факторного и кластерного анализа

8. Типичные задачи обработки и анализа количественных данных и методы их решения в зависимости от способа измерения изучаемых признаков

8.1. Изучение одного признака на однородной выборке
8.2. Изучение одного признака на двух и более выборках
8.3. Выявление взаимосвязи между признаками
8.4. Оценка динамики признака

9. Интерпретация и описание результатов психолого-педагогического исследования

9.1. Критерии и условия успешной интерпретации результатов психолого-педагогического исследования
9.2. Требования к описанию результатов психолого-педагогического исследования
9.3. Перспективы развития исследовательской компетентности педагога-психолога

Формируемые компетенции

Курс направлен на формирование готовности применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях - в соответствии с компетенцией ОПК-2 ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (утвержден 14.12.15).

В соответствии с проектом обновления образовательного стандарта по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» курс согласован с проектом примерной образовательной программой. Он может включаться в модуль 2 «Естественнонаучные и математические основы психолого-педагогической деятельности» и быть направлен на формирование компетенции УК-1 – «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач».

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» курс направлен на подготовку к осуществлению трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. В части требований к образованию и обучению для реализации данной указанной трудовой функции курс формирует знания и умения, относящиеся к следующим тематическим областям:

  • Теория и методы организации психологического исследования;
  • Методы статистического анализа данных психологического исследования;
  • Методы интерпретации и представления результатов исследования.

На основе изучения курса возможно освоение студентами следующих элементов опыта практической работы, необходимых для реализации указанной трудовой функции:

  • Использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
  • Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.

Направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Преподаватели

Course Staff Image #1

Меркулова Ольга Петровна

кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии образования и развития
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Course Staff Image #2

Крицкий Александр Георгиевич

кандидат психологических наук,
профессор кафедры психологии образования и развития
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

  1. Начало курса

  2. Занятия заканчиваются

Enroll