Перейти к основному содержимому

Педагогическая психология

О курсе

Педагогическая психология возникла на стыке педагогики и психологии. Поэтому ее предмет, с одной стороны, связан с образовательным процессом, а с другой - с глубинными личностными процессами ученика и учителя. Курс поможет ответить на вопрос как происходит обучение, какое влияние оказывает то или иное действие педагога на развитие обучающегося. Будут рассмотрены закономерности процесса обучения детей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития. Профессиональная деятельность учителя будет изучена с психологической точки зрения.

Формат

Курс включает тематические видеолекции, знакомство с текстовыми материалами, тестовые задания с множественным выбором, задание на взаимное оценивание. Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Курс рассчитан на 2 недели изучения. Общая трудоемкость курса – 2 зачетные единицы.

Требования

Курс ориентирован на студентов программ бакалавриата гуманитарных и педагогических направлений образования. Необходимый уровень подготовки – профессиональные компетенции, сформированные в ходе изучения общей, экспериментальной психологии и психологии развития.

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатель сможет: 

  • применять современные психологические теории учения в своей будущей профессиональной деятельности;
  • понимать особенности личностной и познавательной сферы младшего школьника и учитывать их при организации учебно-воспитательного процесса;
  • видеть продвижение ребенка в развитии, его обучаемость и обученность, уровень умственного развития и диагностировать их;
  • учитывать межличностные отношения детей, устанавливать контакт с ребенком, предупреждать возникновение конфликтов и смысловых барьеров;
  • осознавать возможности использования психодиагностических и экспериментальных методик в работе с младшими школьниками;
  • уметь применять психологические знания в ходе экспериментального исследования особенностей детей в образовательном процессе.

Программа курса

1. Предмет, задачи и основные проблемы педагогической психологии.

1.1. Предмет, задачи, методы и основные понятия педагогической психологии.
1.2. Основные проблемы педагогической психологии.

2. Психология обучения.

2.1. Психологические теории учения.
2.2. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2.3. Психология усвоения научных понятий.
2.4. Психология педагогической оценки.
2.5. Проблема школьной неуспеваемости.

3. Психология воспитания.

3.1. Психологические подходы к воспитанию.
3.2. Психологические условия формирования личности.
3.3. Педагогическое общение.
3.4. Психологические основы нравственного развития.

4. Психология профессиональной деятельности учителя.

4.1. Структура педагогической деятельности.
4.2. Основы профессионально-личностного развития педагога.

Формируемые компетенции

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОПК-3 - способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. ОПК-4 - способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. ОПК-8 - способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Направления подготовки

37.00.00 Психологические науки 
44.03.01 Педагогическое образование 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Преподаватели

Николаева Марина Владимировна

доктор психологических наук,
профессор кафедры педагогики и психологии начального образования 
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Спиридонова Светлана Борисовна

кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии начального образования
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Чижо Наталья Юрьевна

кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии начального образования
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

  1. Начало курса

  2. Занятия заканчиваются

Enroll